Бамовские населённые пункты состояли из времянок, капитального жилья и самостроя.
Временные строения образовывали целые микрорайоны и посёлки, находившиеся на расстоянии нескольких километров друг от друга.
В каждом временном поселении существовала своя социальная инфраструктура: магазин, клуб или дом культуры и спортивный зал.
В самом начале строительства новоприбывшие жили в палатках, затем в вагончиках, потом они получали место в общежитии или комнаты во времянке.
Молодым семьям со временем давали отдельную квартиру в постоянном строении. При получении жилья действовала рабочая иерархия. Приоритет отдавался представителям сложных профессий: тоннельщикам и мостовщикам.
Бамовские палатки не были похожи на туристические: они были утеплёнными, с деревянным основанием.
Для сохранения тепла делали «завалинки» — насыпи вокруг наружных стен. Внутри палаток стояли двухъярусные койки.
20–40
рабочих проживали в одной палатке
Еду готовили в отдельной палатке, называемой котлопунктом.
Также отдельную палатку могли выделить под баню. Были и палатки улучшенной
планировки
для семейного проживания. Помещение обычно делилось на десять отдельных комнат —
по одной на семью.
К началу 1980-х годов палаточный быт остался
только
в романтических воспоминаниях как неотъемлемая часть суровых будней первых лет
строительства.
В вагонах устраивали столовые и фельдшерские пункты.
Для отопления вагончиков ставили водяной котёл, реже — электрический калорифер. К вагончикам делали пристройки вроде тамбура и большой веранды, где могли устроить баню. В военный городок при Тынде привезли баню-вагончик, специально сделанную на заводе, но она быстро вышла из строя.
В 1976 году экспериментальный Волоколамский завод прислал на БАМ девять цистерн, приспособленных под жильё.
В них были прорезаны двери и окна, сделано утепление.
Когда транспортная коммуникация была уже относительно выстроена, во временных посёлках начали строить сборные здания из деревянных щитов по финской технологии.
Эти строения были просторными, быстро и легко собирались и разбирались. Щиты состояли из двух листов фанеры, между которыми для утепления прокладывалось стекловолокно. Из щитов строили жилые дома, общежития, школы, больницы, клубы и магазины.
В народе такие постройки прозвали «щитовухами» или «крупно-щелевыми»: иногда материал был бракованным или портился из-за долгой перевозки. Со временем это сказывалось на качестве домов.
Жилплощадь зависела от типа дома: 12, 15, 18 или 20 м².
Внутри «щитовух» были сквозные продольные коридоры, в которых с двух сторон располагались комнаты для жилья. Бамовцы называли такие комнаты квартирами, а дома — бараками.
В «щитовухе» две квартиры располагались с торцов и ещё две — в середине.
Везде было центральное отопление. В некоторых домах была только холодная вода, а общий туалет находился на улице. Другие дома были с горячей водой и подсоединены к канализации. Рядом с домом жильцы могли разбить огород и поставить теплицы.
В щитовых домах квартирного типа были отдельные уличные входы для жильцов каждой квартиры.
Когда во второй половине 1980-х проблема дефицита жилья стала менее острой, жители бараков начали самовольно занимать пустующие комнаты и прорубать отдельные входы.
Самая большая волна переселения в щитовые дома пришлась на середину
— вторую
половину
1980-х годов.
Приоритет при распределении жилья отдавали высококвалифицированным специалистам, инженерно-техническим работникам и строителям с большим трудовым стажем.
Постоянное жильё могло быть кирпичным, панельным или брусовым.
Брусовое жильё тоже считалось капитальным, поскольку срок службы таких домов был долгим. Из бруса возводили двухэтажные строения по типу общежития.
Быт общежитий отличался от условий бараков: в коридорах лежали ковровые дорожки, каждый день проводили уборку.
За общежитиями закреплялся штат работников: уборщиц, вахтёров и комендантов.
Все строительные материалы и оборудование для подшефного города или станционного посёлка поставлялись строго из патронажного города, региона или республики.
Это отражалось на сроках и качестве строительства. Особенно быстро оно шло в городе Тынде — «столице» БАМа, над которой шефствовала Москва. От закладки фундамента до сдачи дома могло пройти полтора-два месяца.
Все объекты возводились с учётом высокой сейсмичности и сильного ветра.
Устойчивость домов была рассчитана на землетрясения от 5 до 7 баллов. Для каждого региона стройки составлялись отдельные сейсмологические карты.
В Тынде Первый домостроительный комбинат (ДСК-1) построил дома типовых серий.
Панели для типовых домов в Тынде делали с утеплением: оконные рамы изготавливались
с тройным остеклением, полы в комнатах утеплялись войлоком.
Площадь квартир была стандартная: однокомнатная — 33,6 м², двухкомнатная — 44–46 м²,
трёхкомнатная — 70 м². Школы на 1 000 учащихся и детские сады на 240
детей строились
по московским проектам.
Работники бригады головного ремонтно-восстановительного поезда ГОРЕМ-28 жили на колёсах в прямом смысле слова.
Чтобы не тратить время на переезды, они собрали специальный состав из списанных вагонов, который прозвали бронепоездом. В купе размещалось по два человека, семейным предоставлялись индивидуальные купе.
Строителям БАМа приходилось жить и работать в труднейших условиях дикой тайги.
Поэтому государство предоставляло бамовцам высокую зарплату, доступ к дефицитным товарам и другие материальные стимулы.
Средняя зарплата в СССР в 1975 году составляла 146 рублей в месяц. Работники БАМа могли получать до десяти раз больше.
БАМ отлично снабжался продуктами и дефицитными товарами.
Распределением и доставкой занимался ОРС — Отдел рабочего снабжения.
Главной задачей организации было бытовое и продуктовое обеспечение работников в отдалённых регионах, где отсутствовала нормальная розничная сеть Министерства торговли.
Вокруг жилья бамовцы разбивали огороды.
Ставили теплицы с помидорами, огурцами и перцами. Морковь и картошку выращивали в открытом грунте.
Неотъемлемой частью жизни бамовцев была охота, рыбалка, сбор грибов и ягод в тайге.
Первой созревала жимолость, затем собирали бруснику, голубику и моховку.
У работников БАМа был доступ к широкому ассортименту товаров: от качественной бытовой техники до немецкой обуви.
Дефицитные товары поставлялись напрямую из стран социалистического блока:
Некоторые магазины были доступны для всех, другие — только для работников БАМа.
Бамовцы посылали своим семьям кофе, кримплен, японский шёлк, немецкие и китайские сервизы.
В ответ на БАМ отправлялись щедрые посылки из шефствующих южных республик: Армянской, Грузинской и Азербайджанской ССР.
Например, на праздничном новогоднем столе на станции Ния могли оказаться чурчхела и мандарины из Закавказья. Из отпуска в тёплых краях везли свежие фрукты, из поездок на Дальний Восток — икру и рыбу.
Раз в полгода бамовцы получали новый комплект спецодежды.
Жёны работников передвижной бригады шили одежду сами, как и многие другие жительницы Советского Союза.
В июле 1974 года было заключено Генеральное соглашение о поставках Южно-Якутских коксующихся углей из СССР в Японию. В ответ БАМ получил японское снабжение. В Тынде, Нагорном и Золотинке можно было купить импортные зимние сапоги, ковры, куртки и зонтики.
Пункты бытового обслуживания или дома быта были в любом населённом пункте БАМа.
В небольших посёлках открывались торгово-общественные центры с различными услугами. Для отдалённых посёлков существовало выездное обслуживание. В бамовских магазинах продавалось много красивых тканей, поэтому услуги швейных мастерских всегда пользовались огромным спросом.
Улучшенное снабжение касалось не только продуктов питания и бытовых товаров.
На БАМ привозили последние кинофильмы, в магазинах и библиотеках был широкий выбор книг.
В населённых пунктах открывались молодёжные кафе. На дискотеках звучали последние музыкальные новинки, в том числе и зарубежные. На фотохронике БАМа можно увидеть пластинки группы АВВА.
Многие ехали на БАМ по зову сердца.
Кто‑то искренне мечтал построить светлое будущее, других привлекала романтика дикого края, а третьи бежали от привычных будней, чтобы реализовать себя.
Те, для кого основной мотивацией была высокая зарплата и доступ к дефицитным товарам, достаточно быстро возвращались обратно.
На БАМ приезжали тысячи молодых людей с романтической мечтой о покорении тайги.
Это строительство позволило им оказаться в принципиально новом мире и самостоятельно построить новую жизнь.
Здесь сформировалась уникальная культура, особенно ярко проявлявшаяся в том, как бамовцы проводили свободное время.
Романтика дальних походов всегда ассоциировалась с песнями у костра.
Авторская песня объединяла людей и создавала доверительную атмосферу.
Образ бородатого геолога или туриста с гитарой прочно вошёл в культурный код нескольких советских поколений. С музыкой работать и жить было легче. Появилось направление «бамовская авторская песня». Её сюжетами стали трудовые будни, походная жизнь и величие тайги.
8 000
гитар было продано по всей линии БАМа к лету 1976 года
Комсомольский штаб решил организовать музыкальный фестиваль в неофициальной столице края Тынде.
Инициатором бардовского движения стала Татьяна Денисова, лауреат Грушинского фестиваля.
Она приехала на строительство в составе первого отряда «Московский комсомолец» в 1974 году. Писатель Юрий Нагибин посвятил ей один из своих рассказов про БАМ.
первый музыкальный фестиваль «Огни магистрали»
На фестиваль прибыли исполнители из Москвы, Куйбышева, Арсеньева, Владивостока, Иркутска, Ангарска и 192 музыканта с разных участков БАМа.
Фестиваль проходил ежегодно до 1986 года.
Каждый год отличался от предыдущего: например, в 1977 году приехало так много участников, что концертную площадку пришлось перенести на поляну около сопки. В итоге сопку так и назвали — Фестивальной. А четвёртые «Огни магистрали» открывал американский певец, большой поклонник СССР и БАМа Дин Рид.
Формат мероприятия подразумевал участие вокально-инструментальных ансамблей — советских аналогов рок-групп.
В отличие от бардовских коллективов, ВИА имели официальный статус и создавались при учреждениях культуры. Бамовские ансамбли выезжали с концертами на дальние участки строительства.
Практически в каждом населённом пункте БАМа были досугово-образовательные учреждения: дома культуры или клубы.
Значительная часть была открыта в 1976 году вместе с появлением основной городской инфраструктуры. Зачастую клубы становились одними из первых строений в поселении.
При клубах и ДК открывались музыкальные, хоровые, танцевальные и другие кружки художественной самодеятельности.
В разных городах и посёлках, в зависимости от шефства, был свой национальный колорит. Например, в городе Новый Ургал (шефство УССР) работал кружок народных украинских танцев, а в посёлке Ния (шефство ГССР) организовали грузинский хор.
Театральная самодеятельность была ещё одной важной особенностью культуры строителей БАМа.
Помимо любительских коллективов, здесь давали представления профессиональные труппы, например, ленинградский театр «Суббота» и московский «Современник».
Первый театральный проект открыл в посёлке Звёздный 23-летний режиссёр Анатолий Байков, приехавший на БАМ из Костромской области в конце октября 1974 года.
В 1976 году его театр получил звание «Народный».
Первым спектаклем Байкова стал «Город на заре» по пьесе Алексея Арбузова, посвящённой строителям Комсомольска-на-Амуре. А 9 мая 1975 года состоялась премьера «Молодой гвардии» по роману Александра Фадеева. Название этого произведения стало именем всего театрального коллектива. Все актёры были любителями, трудящимися на БАМе.
В апреле 1978 года был заключён договор о совместной работе и шефстве над БАМом комсомольской организации Государственного академического Большого театра СССР и Кремлёвского Дворца съездов.
Агитпоезда в послереволюционные годы использовали как передвижные библиотеки и для пропаганды новой власти.
На БАМ они отправлялись для культурной поддержки работников. Первый такой поезд «Комсомольская правда» отправился в Тынду осенью 1975 года.
500 000
километров прошёл агитпоезд по БАМу
В поезде был читальный зал и клубный вагон для показа фильмов, проведения лекций и концертов.
За первый год состав «Комсомольская правда» прошёл 40 тысяч километров по строящейся магистрали — полный виток вокруг Земли! Всего за время культурного шефства он «намотал» более 500 тысяч километров.
БАМу повезло с культурной жизнью. Сюда приезжали самые популярные советские исполнители: Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, ВИА «Самоцветы», «Орфей» и «Песняры».
Благодаря таким гастролям на советской эстраде появлялись песни про БАМ. Концертные бригады артистов регулярно выезжали на различные участки магистрали. Строителям читали лекции по истории развития советского оперного и хореографического искусства. Клубам и домам культуры высылали недостающее театральное оборудование.
Главные праздники БАМа были связаны с транспортом и строительством.
В первое воскресенье августа отмечали День железнодорожника, во второе воскресенье — День строителя. Оба дня были выходными.
Праздновали трудовые события: завершение укладки участков железной дороги, окончание строительства тоннеля. Самой важной датой стало 29 сентября 1984 года — день золотой стыковки в Балбухте, когда были соединены Западный и Восточный участки БАМа.
Спорт был неотъемлемой частью жизни БАМа.
Проводились дружеские матчи, зимние и летние спартакиады (соревнования по нескольким видам спорта) и велопробеги, например, «Большое кольцо Западного БАМа». Огромной популярностью пользовались лыжи и хоккей.
На БАМе активно развивался спортивный и профессиональный туризм: пеший, лыжный, горный и водный.
В населённых пунктах появились турклубы.
Благодаря БАМу туристы со всей страны
смогли попасть в недоступные ранее горные территории Саян и Северного
Прибайкалья.
Некоторые походы достигали максимальной — шестой — категории сложности.
Проводились туристические соревнования по технике сплава на катамаранах и байдарках.
Вместе с железной дорогой создавалась и медицина БАМа.
Суровые условия региона, опасная и тяжёлая работа, огромное число тружеников и резкий рост рождаемости — всё это требовало медицинского сопровождения.
Медики шли первыми вместе со строителями. Врачам постоянно приходилось лечить пневмонию, обморожения и производственные травмы.
Сложнее всего приходилось на первых этапах, пока инфраструктура ещё не была развита. Экстремальные климатические условия и удалённость от обжитых мест существенно осложняли оказание помощи.
В начале больных транспортировали на вертолётах и вездеходах. Затем операционные начали оборудовать при амбулаториях на линии магистрали.
Центром медицины БАМа стала Тында.
Здесь находилась Дорожная больница, станция переливания крови и центр санэпиднадзора.
В систему врачебно-лечебных учреждений входила сеть санэпидемстанций на трассе, больницы на станциях Северобайкальск и Ургал, узловые и линейные больницы, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты.
В 1974 году была оборудована больница в поезде. Вначале он находился на станции Сковородино и был рассчитан на 50 коек.
В 1975 году, когда рельсы пришли в Тынду, санитарный состав направили туда. Количество койко-мест увеличили до 150. В поезде было устроено терапевтическое и хирургическое отделения.
Несмотря на все трудности, на БАМе была создана мощная система здравоохранения. Здесь была самая низкая летальность по всей сети железных дорог.
Вокруг Байкало-Амурской магистрали сложилась отдельная транспортная инфраструктура.
Железную дорогу ещё только предстояло построить. Чтобы добраться к местам строительства, бамовцы использовали разную технику: наземную, водную и воздушную.
Первым делом к местам строительства прокладывали автомобильные дороги. По ним возили материалы и людей.
За строительство дорог отвечали механизированные колонны.
В их составе были немецкие самосвалы «Магирус-Дойтц», японские бульдозеры «Комацу» и экскаваторы «Като», подъёмные краны и тракторы различных моделей. Вдоль трассы разрабатывались песчаные и скальные карьеры: для сохранения вечной мерзлоты вдоль железной дороги требовалось создать вентилируемую насыпь.
По железной дороге курсировали рабочие поезда с платформами для перевозки техники, вагонами для людей и стройматериалов.
1977
год сдачи в постоянную эксплуатацию первой линии БАМА
Регулярное железнодорожное и автобусное сообщение появились, когда были проложены рельсы и построены мосты.
В 1977 году сдана в постоянную эксплуатацию линия БАМа до Тынды, а в 1979 году появилась соединительная линия Тында — Беркакит.
Во время строительства БАМа реки и озёра превратили в полноценные транспортные пути.
В зависимости от задач, времени года и места использовался разный водный транспорт.
По озеру Байкал теплоход «Александр Невский» доставлял технику и материалы для строительства Северобайкальска.
1961
год создания амфибии «Туполев А-3»
Большинство рек не были предназначены для нормального судоходства из-за своего горного характера. Летом для навигации использовали моторные лодки. Зимой передвигались на аэросанях-амфибиях «Туполев А-3».
Они также служили для доставки строителям почты с большой земли. Универсальное транспортное средство разработали в конструкторском бюро имени Туполева.
Зимой основной дорогой во время активного строительства Тынды, будущего форпоста БАМ, становилась одноимённая река.
По замёрзшему льду на машинах везли всё необходимое.
В некоторые населённые пункты БАМа, такие как посёлок Звёздный, из европейской части СССР изначально можно было попасть только на вертолёте.
Вертолёты забрасывали в тайгу комсомольских первопроходцев, доставляли почту и продукты, отвозили пациентов в больницу.
В начале семидесятых, когда город Тында был ещё посёлком, местный аэропорт напоминал будку: внутри хватало места только для нескольких человек.
В 1979 году уже было налажено авиасообщение с Хабаровском, Благовещенском и Читой.
Аэропорт Тынды мог принимать только небольшие самолёты: самым крупным был 24-местный ЯК-40. Сажать лайнеры не позволяла полоса. Часто для всех пассажиров не хватало места, поэтому на запад ехали по Транссибирской магистрали. От Тынды шёл автобус до станции Большой Невер на Транссибе. Большие самолёты принимал Благовещенск и аэропорт Чульман в Якутии, находящийся на расстоянии более 200 километров от Тынды.
Более 60 % населения БАМа составляла молодёжь до 30 лет.
Неудивительно, что на строительстве очень быстро появились новые семьи.
Строить магистраль приехало около полумиллиона человек со всего Советского Союза.
В архиве ЗАГСа города Тынды хранятся записи о шести тысячах зарегистрированных браков с 1974 по 1984 год.
Часто женились представители разных национальностей. На бамовских свадьбах танцевали лезгинку, гопак, польку, яблочко. Вскоре стали говорить, что здесь появилась новая национальность — «бамовец».
6000
браков зарегистрировано в тынде за десять лет
На свадебных фотографиях можно увидеть, как жених и невеста идут по железной дороге.
Или как жених несёт невесту на руках, поскольку вокруг непролазная грязь.
Расписывали новобрачных в поселковых советах. Гуляния проходили в клубах или столовых.
Иногда праздновали в красном уголке в общежитии. В качестве подарка молодожёнам могли подарить ключи от новой полностью меблированной квартиры.
Сами бамовцы признавались, что холостым было гораздо тяжелее.
Продолжать работать и жить на БАМе оставались семейные пары. Те, кто не женился в течение двух лет, часто возвращались обратно.
Никто не думал, что на БАМе появится столько детей.
Бамовцы давали официальную расписку, что в первый год не будут привозить
семью.
Но
это
часто игнорировалось.
детей родилось в первые годы стройки
На БАМе был один из самых высоких уровней рождаемости в СССР.
В 1976 году в ЗАГСе города Тынды было зарегистрировано 1 446 детей. Появился термин «дети БАМа».
Семейная жизнь на БАМе складывалась по‑разному. В первое время многие покидали стройку, как только появлялись дети.
Но по мере того, как бамовские посёлки отстраивались и обрастали инфраструктурой, всё больше семейных пар предпочитало оставаться и растить детей здесь.
Детские образовательные учреждения входили в план застройки, но кадров и мест не хватало.
Поэтому бывшие ударницы стройки становились воспитательницами и педагогами, а в детсадовских группах и школьных классах могли заниматься ребята разного возраста.
Занятия юных бамовцев мало чем отличались от быта других советских детей.
Кружки при клубах и домах культуры, игры в классики и лапту летом, зимой — лыжи, санки и коньки.
И всё же особенности региона накладывали отпечаток. Для детей устраивали туристические походы, школьников учили навыкам выживания в тайге.