Театр
Когда сцена — вся тайга
В СССР народные театры считались высшей формой творческой самодеятельности. Такой статус
присваивали организациям
с постоянным коллективом, полноценным репертуаром и подходящим
для репетиций и постановок помещением.
В новых городах на БАМе театры зарождались по инициативе самих первостроителей. Во главе таких коллективов обычно становился профессиональный режиссёр. А вот труппа состояла,
как правило, из актёров-любителей. Художественному руководителю народного театра
приходилось по совместительству заниматься написанием сценариев, подготовкой декораций,
поиском реквизита и решением административных вопросов.
Самодеятельная театральная студия на БАМе, 1975
Профессиональные коллективы
Всероссийское театральное общество
Большой вклад в развитие культуры театра на БАМе внесли работники всероссийского театрального общества (ВТО). Они организовывали гастроли театральных трупп из центральной части страны на магистрали. Приезжали актёры из Большого театра, МХАТа, театров имени Евгения Вахтангова, Марии Ермоловой, Театра сатиры, Театра Моссовета, Театра на Таганке, «Современника», Ленинградского драматического театра имени Александра Пушкина, Воронежского ТЮЗа, Курского театра кукол и других.
Особенно старались Хабаровское и Приморское отделения ВТО. Они не только отправляли артистов со спектаклями и концертами, но и устраивали лекции и конференции, которые помогали начинающим коллективам влиться в театральную деятельность.
Поездка Валентины Толкуновой на БАМ, 1974
Сцена из спектакля «Магистраль» агиттеатра Московского энергетического института, 1976
Открытие XIII съезда Всероссийского театрального общества в Колонном зале Дома Союзов, 1975
Театры Дальнего Востока
Из профессиональных коллективов первым на БАМ приехал Черемховский драматический театр из Иркутской области. Его постановки увидели жители Усть-Кута, Магистрального, Звёздного.
А самым активным пропагандистом театрального искусства можно назвать Амурский драматический театр. Его коллектив отыграл для строителей БАМа полсотни спектаклей. Чаще всего амурчане выступали в Тынде, на Шимановском комплексе предприятий строительной индустрии БАМа и в новых посёлках восточного направления.
Постановка Амурского драматического театра, 1983
Гастроли Амурского областного драматического театра, 1983
Театральное шефство
Профессиональные актёры приезжали на БАМ не только чтобы занять досуг строителей своими спектаклями. Некоторые из них брали под своё крыло самодеятельные коллективы. Они помогали с костюмами, бутафорией, театральной техникой.
Это сильно подстёгивало распространение театрального дела на БАМе. Молодые коллективы активно обменивались опытом и участвовали в конкурсах и фестивалях.
Амурский драматический театр курировал коллектив Дома культуры «Юность» города Тынды. А в 1975–1977 годах тындинские театралы стали лауреатами Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся.
Коллектив театра ДК «Юность», сцена из спектакля «Дорога на Беркакит»
Самодеятельность на сцене
«Молодая гвардия»
Один из самых известных театральных коллективов, образовавшихся во время строительства БАМа, — народный театр «Молодая гвардия».
Своё название он получил по одноимённой постановке, которая стала его визитной карточкой. Спектакль «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева сыграли на трассе 16 раз.
Впервые этот коллектив собрался в ДК «Таёжник» посёлка Звёздный в 1974 году. Организатором стал бывший руководитель Чухломского народного театра, профессиональный режиссёр Анатолий Байков.
В конце 1970-х годов народный театр Анатолия Байкова переехал на бурятский участок БАМа: сначала в Кичеру, затем в Северобайкальск.
Участники народного театра «Молодая гвардия», 1976
Дом культуры «Таёжник»
Анатолий Байков приехал на БАМ, прочитав в газете, что на магистрали не хватает работников культуры. В 1974 году он отправился из Чухломы в Звёздный. Местный Дом культуры «Таёжник», в котором впоследствии расположился народный театр «Молодая гвардия», начал свою работу благодаря энтузиазму Анатолия.
Изначально здание клуба выглядело как деревянный сарай. За неделю Анатолий привёл его в порядок, утеплил, и уже 6 ноября ДК «Таёжник» торжественно открыл свои двери. А через четыре дня — сгорел.
По инициативе Анатолия в работу сразу же запустили проект нового здания. Энтузиаст заручился поддержкой начальника стройки, который обещал направить на его разработку все доступные ресурсы. И даже смог получить три машины дефицитного облицовочного материала — обрезной доски.
Стройку значительно замедлил 50-градусный мороз. Но, вопреки всему, к концу года новый клуб был почти готов. Так что в ночь на 1 января 1975 года жители Звёздного отмечали не только Новый год, но и открытие нового Дома культуры.
Первый спектакль на БАМе
Народный театр Анатолия Байкова начался с пьесы Алексея Арбузова «Город на заре». По словам самого Байкова, выбор этот был неслучайным. События и дух произведения оказались очень близки коллективу. Герои Арбузова строили город Комсомольск-на-Амуре, а бамовцы — железнодорожную магистраль. Первопроходцы, первостроители, они сталкивались с похожими проблемами и радостями.
Для Анатолия Байкова этот спектакль имел особое значение. В процессе работы над ним он собрал вокруг себя тех бамовцев, которые действительно любят театр.
Бамовские театралы
Многим из новоиспечённых театралов казалось, что в «Молодую гвардию» они попали случайно. Но у Анатолия Байкова, основателя, была своя методика. Он предлагал присоединиться к процессу всем заинтересованным. При этом он не назначал ролей, не заставлял никого сразу выходить на сцену. А давал время присмотреться: попробовать себя в роли осветителя, декоратора, художника по костюмам… Он ставил перед собой задачу найти и сплотить единомышленников, для каждого из которых находилось своё место.
Театр на колёсах
Театр «Молодая гвардия» зародился в Звёздном, а его расцвет случился уже после переезда в Кичеру. Туда Анатолий отправился вслед за бригадой Александра Бондаря — своими друзьями и единомышленниками. Именно они составляли основной костяк театрального коллектива.
В Кичере Анатолий сначала работал в клубе, а потом присоединился к бригаде, которая уходила всё дальше от посёлка. Днём они укладывали железнодорожные пути, а затем до ночи пропадали на репетициях. На одном из вагонов их строительно-монтажного поезда красовалась надпись: «Народный театр “Молодая гвардия”».
Репертуар «Молодой гвардии» тогда значительно расширился: в него вошли постановки по произведениям Распутина и Гельмана, Вампилова и Шукшина. По воспоминаниям Александра Бондаря, Байков всегда выбирал пьесы, которые по своему духу были близки бамовцам.
«Театральная весна на БАМе»
Анатолий Байков не только основал народный театр «Молодая гвардия». В 1983 году по его инициативе прошёл первый фестиваль любительских театров «Театральная весна на БАМе».
В следующем году мероприятие собрало уже около 2 000 самодеятельных артистов со всей магистрали. Фестиваль проходил каждые два года и из раза в раз привлекал всё больше участников. На нём стали выступать коллективы не только с БАМа, но и со всего Дальнего Востока.
Дело Анатолия Байкова живёт и по сей день. «Театральная весна на БАМе» стала традиционным праздником, посвящённым памяти своего основателя.