Студотряды

01

История студенческих строительных отрядов

Советские студенты участвовали в сельскохозяйственных и строительных работах ещё с середины 1920-х годов. Они получали оплату за каждый рабочий день и премию за ударный труд. Эта практика быстро набирала популярность и вскоре охватила всю страну: к 1933 году на различных объектах трудилось более 350 тысяч студентов. Они участвовали в строительстве ДнепроГЭС и Московского метрополитена, собирали урожай в Черноземье и работали на лесозаготовках в Сибири.

Труд, приводящий
в движение

2

350 000

СТУДЕНТОВ

БЫЛИ ЗАНЯТЫ В СТРОИТЕЛЬНЫХ
РАБОТАХ В 1933 ГОДУ

Настоящий размах движение получило летом 1959 года.

Тогда и появился этот термин – студенческие строительные отряды (ССО). С этого времени начинается их официальная история.

Первые 339 добровольцев с физического факультета МГУ отправились в Казахстан осваивать целину. За три месяца они
построили 16 объектов, включая
12 жилых домов.

3
4

Два года спустя в Северном Казахстане работало уже около 10 тысяч студентов из Москвы, Ленинграда и Киева.

С тех пор стройотряды были задействованы на всех всесоюзных стройках. Они участвовали в возведении заводов ВАЗ и КАМАЗ, Томского нефтехимического комплекса (ныне – ПАО «СИБУР»), Саяно-Шушенской ГЭС, промышленных комплексов Норильска и Магнитогорска, нефтедобывающих предприятий Тюмени. Сотни учащихся-добровольцев ликвидировали последствия землетрясения в Таджикистане (1985) и строили жильё для жертв аварии на Чернобыльской АЭС под Киевом (1986).

14

Ехать на работы по комсомольским путёвкам было необязательно. Но от них почти не отказывались: юношей и девушек привлекали трудовая романтика, компания сверстников вдали от родителей и преподавателей, а также возможность заработка.

Во многом благодаря студентам-добровольцам появились города Усть-Илимск и Братск. В 1965 году они участвовали в строительстве «Трассы мужества» — железной дороги Абакан — Тайшет. А десять лет спустя новое поколение вузовской молодёжи продлило рельсы от Тайшета до Советской Гавани, помогая строить легендарную Байкало-Амурскую магистраль.

lon1-6